Коменский Ян Амос
- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
- Без примера ничему не выучишься.
- Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.
- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
- Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
- Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?
- Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.
- Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
- Книги — это инструмент насаждения мудрости.
- Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
- Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
- Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
- Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.
- Ничто притворное не может быть продолжительным.
- Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
- Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
- Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
- Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».
- Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
- Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
- Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.
- Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
- Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.
- Тот, кто мало знает, малому может и учить.
- Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
- Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
- Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?