Маркс Карл
- I Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.
- Необходимо очеловечить чувства человека, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.
- Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.
- Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.
- Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть
рабом раба.
- Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Ни один человек не борется против свободы, — борется человек,
самое большее, против свободы других.
- Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен
быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в
брак.
- Никуда не годится «народное воспитание через посредство
государства». Наоборот, государство нуждается в очень суровом
воспитании со стороны народа.
- Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.
- Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди
творят обстоятельства.
- Общество есть законченное сущностное единство человека с
природой, подлинное воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.
- Один акт насилия может быть искоренен только другим таким
же актом.
- Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес
счастье наибольшему количеству людей.
- Оставаться скромным по отношению к нескромности — это и
есть самая серьезная нескромность духа.
- Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести.
- Первая предпосылка всякой человеческой истории — это,
конечно, существование живых человеческих индивидов.
- Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство.
Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.