Плутарх
- Деспотизм порождают сами люди: когда ноги в оковах, они не могут обойтись без того, чтобы им на шею не надели еще и цепь.
- Злорадство — наслаждение чужим горем.
- Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить; не исключение из этого правила и люди.
- Индивидуальный пример действеннее отвлеченных правил.
- Прежде чем налить в прохудившийся сосуд вино или масло, есть смысл испытать его сначала водой; так и жену свою, дабы не иметь проблем с ее болтливостью, не худо проверить на хранение тайны каким-нибудь неопасным только что придуманным слухом.
- Как разделение руки на пальцы отнюдь ее не ослабило, но, напротив, сделало ловчее и пригоднее к употреблению, так правитель, приобщающий к государственным заботам других, достигает совместностью усилий большего успеха.
- Когда живописец рисует прекрасный, полный прелести образ, мы требуем от него, если этому образу присущ какой-нибудь мелкий недостаток, чтобы он не опускал его совсем, но и не воспроизводил слишком тщательно: ведь в последнем случае теряется красота, в первом — сходство. Равным образом, раз уж трудно или просто невозможно показать человеческую жизнь безупречно чистую, то, как и при передаче сходства, лишь воспроизводя прекрасное, следует держаться истины во всей ее полноте. А в ошибках и недостатках, проникающих в деяния человека под воздействием страсти или в силу государственной необходимости, должно видеть проявление скорее несовершенства в добродетели, чем порочности, и в повествовании не следует на них останавливаться чересчур охотно и подробно, но словно стыдясь за человеческую природу, раз она не создает характеров безукоризненно прекрасных и добродетельных.
- Кто оставляет огонь без пищи — гасит его. Так и тот, кто лишает пищи гневную вспышку в самом начале, не раздувая ее, подавляет и устраняет ее в себе.
- Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
- Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.
- Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.
- Мне кажется, и дерзость, и робость имеют один источник — неосведомленность.
- Мы часто задаем вопрос, не нуждаясь в ответе, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу. Опережать с ответами других, стараясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, все равно что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.