Гегель Георг Вильгельм Фридрих
- Чего человеку поистине надлежит страшиться, так это не внешней подавляющей его мощи, а нравственной силы, которая есть определение его собственного свободного разума и вместе с тем нечто вечное и нерушимое, так что, обращаясь против нее, человек восстанавливает ее против себя.
- Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.
- Человек воспитывается для свободы.
- Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг — завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка.
- Человек должен уважать самого и считать себя достойным наивысшего. Он не может преувеличить в своих помыслах величие и мужество духа.
- Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
- Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
- Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость — суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.
- Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, поведения и ума.
- Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других.
- Что касается определенного призвания, которое кажется судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.
- Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что- то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
- Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.