Гегель Георг Вильгельм Фридрих
- Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.
- Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
- Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.
- Быть своим собственным господином и рабом кажется преимуществом по сравнению с тем состоянием, в котором человек есть раб другого.
- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.
- Вдохновение есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощен предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока не найдет вполне соответствующую художественную форму и не даст ей последнего чекана, не доведет ее до совершенства.
- Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.
- Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым.
- Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.
- Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей.
- Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
- Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что-либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.
- Добродетель стала искусством, которому должно и можно выучиться, но судьба которого при этом оказалась странной: в то время как остальные искусства были усовершенствованы и одно поколение училось у другого, одна только нравственность заметным образом не умножилась, и получается так, что здесь каждый вынужден учиться заново и не может использовать опыт предшествующих поколений.
- Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.
- Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности.
- Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.
- Если воля цепляется только за мелочи, за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет форму характера, но не его содержание.
- Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием.
- Если правду говорят только для того, чтобы настоять на своем, без дальнейшего успеха, то это является по меньшей мере излишним, ибо правда нужна не для того, чтобы о деле только высказались, но и для того, чтобы оно было совершено.
- Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.
- Если человек делает своей целью что-либо суетное, т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе... Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.
- Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.
- Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
- Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.
- Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности.
- Истина средства заключается в его адекватности цели.
- Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.
- Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.