Энгельс Фридрих
- Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.
- Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не
подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно
ни было справедливо, экономическая наука может усматривать
не доказательство, а только симптом.
- Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую
проституцию — иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены,
которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.
- В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.
- В истории ничто не делается без сознательного намерения, без
желаемой цели.
- В обществе, в котором мы вынуждены жить теперь, возможность
проявления чисто человеческих чувств в отношениях к другим
людям и без того достаточно жалка; у нас нет ни малейшего
основания делать ее еще более жалкой, возводя эти чувства в сан
религии.
- Воля определяется страстью или размышлением.
- Воспитание освободит от той односторонности, которую
современное разделение труда навязывает каждому отдельному
человеку.
- Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные.
- Все люди в равной мере имеют право на образование и должны
пользоваться плодами науки.
- Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
- Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.
- Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
- Господство мужчины в браке есть простое следствие его
экономического господства и само собой исчезает вместе с
последним.
- Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью.
- Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно
сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом.
- Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо
экономический факт несправедливым, то это есть
доказательство того, что этот факт сам пережил себя.
- Если нравственным является только брак, основанный на любви,
то он и остается таковым, только пока любовь продолжает
существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой
любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у
- мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса.
- Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях,
и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое
стремление к счастью.
- Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.
- История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества.
- Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс
чести.
- Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
- Как можно вообще порицать что-нибудь, не имея намерения
убедить других... в несовершенстве порицаемого, а значит, не
намереваясь вызвать этим у них неудовлетворенность?
- Кто борется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе
врагов.
- Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
- Лишь только в нашей душе начинает чувствоваться потребность
знания, лишь только мы ощущаем в себе стремление разрешить
те из бесчисленных проблем, каждую минуту предлагаемых нам
природой, которые нам ближе всего, — как беспокойство
нашего духа напрягает все душевные силы, чтобы пробиться
через трудности исследования, в надежде найти по ту сторону
этих неясностей полный свет и нерушимое спокойствие. —
Тщетная надежда! Новые сомнения охватывают нас, новые
задачи разжигает наше стремление к знанию. И так нас зовет
одна цель за другой; всегда возобновляется в нас тоска, которая
никогда всецело не обманывается и никогда всецело не
удовлетворяется, пока мы незаметно не очутимся в конце
жизни, но не исследования. Это — судьба, общая всем
искателям истины.
- Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои
- нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.
- Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя — свободными.
- Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану
я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал.
- Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких
воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет
возможной лишь на такой ступени развития общества, когда
противоположность классов будет не только преодолена, но и
забыта в жизненной практике.
- Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую
минуту собраться с духом и принять смелое решение,
совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет
человеку блестяще командовать дивизией под огнем.
- Мы отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни
было моральную догматику в качестве вечного,
окончательного, отныне неизменного нравственного закона,
под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои
непреходящие принципы, стоящие выше истории и
национальных различий.
- Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради
более важных вещей.
- Наибольшим количеством элементов, обещающих ей
долговечное существование, обладает та мораль, которая в
настоящем выступает за его ниспровержение, которая в
настоящем представляет интересы будущего.
- Не будем слишком обольщаться нашими победами над
природой. За каждую такую победу она нам мстит.
- Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.
Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце
концов всегда обращается против него самого.
- Не подлежит сомнению, что в морали в общем и целом
наблюдается прогресс.
- Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о
так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об
отношении между необходимостью и свободой.
- Нельзя уйти от своей судьбы, — другими словами, нельзя
уйти от неизбежных последствий своих собственных
действий.
- Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.
- Нравственным долгом является сопротивление всякому
принуждению к безнравственному поступку.
- Общество не может освободить себя, не освободив каждого
отдельного человека.
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает
возможность своим членам всесторонне применять свои
всесторонне развитые способности.
- Представление о вечной справедливости изменяется не только в
зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у
разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми
«каждый разумеет нечто другое».
- Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к
народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно
другому.
- Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость — лишь в рамках противоположности к несправедливости.
- Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам
необычайно благородными и героическими, но, как правило,
приводят к глупостям.
- С того момента, как развилась частная собственность, для всех
обществ должна была стать общей моральная заповедь: «Не
кради». Становится ли от этого приведенная заповедь вечной
моральной заповедью? Отнюдь нет. В обществе, в котором
устранены мотивы к краже, какому осмеянию подвергся бы там
тот проповедник морали, который вздумал бы торжественно
провозгласить вечную истину: «Не кради!».
- Свобода воли означает не что иное, как способность принимать
решения со знанием дела.
- Свобода состоит в основанном на познании необходимостей
природы господстве над нами самими и над внешней природой.
- Собственная сущность человека много величественнее и
возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных
«богов».
- «Справедливость», «человечность», «свобода» и т. п. могут
тысячу раз требовать того или другого; но если что-нибудь
невозможно, оно в действительности не происходит и, несмотря
ни на что, остается «пустой мечтой».
- Справедливость всегда представляет собой лишь
идеологизированное, вознесенное на небеса выражение
существующих экономических отношений либо с их
консервативной, либо с их революционной стороны.
- Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно
должно быть основой всякой морали.
- Стремлению к счастью нуждается больше всего в материальных средствах.
- Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием.
- Труд — источник всякого богатства. Но он еще и нечто
- бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
- Трусость отнимает разум.
- У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие.
- Уже самый факт происхождения человека из животного царства
обуславливает собой то, что человек никогда не освободится
полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно,
речь может идти только... о различной степени животности или
человечности.
- Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага.
- Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей
глупости, которую они принимают за высшую мудрость.
- Человек должен лишь познать самого себя, сделать себя самого
мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно
своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно
требованиям своей природы, — и тогда загадка нашего времени
будет им разрешена.
- Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи...
- Чем «божественнее», т.е. нечеловечнее, является что-либо, тем
меньше мы в состоянии им восхищаться. Только человеческое
происхождение содержания всех религий дает им еще кое-где
хоть какое-то право на уважение.
- Что может быть трагичнее человека, который из чистой любви к
человечеству, оставаясь непонятым своими современниками,
совершает самые комические сумасбродства?
- Эгоизм сердца должен быть также исходным пунктом для нашей
любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.
- Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что для нас это недостижимо; но чтобы завидовать этому, надо уж быть полным ничтожеством.