Фейербах Людвиг Андреас
- Обязанности в отношении к себе только тогда имеют моральный
смысл и ценность, когда они признаются косвенными
обязанностями в отношении к другим — к моей семье, к моей
общине, к моему народу, к моей родине.
- Основа жизни — это основа и для морали. Там, где от голода, от
нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет
основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце
и в твоем чувстве.
- Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.
- Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.
- Представление о нравственно совершенной сущности есть
практическое представление, требующее действия, подражания
и служащее источником моего разлада с самим собой, потому
что оно предписывает мне, чем я должен быть, и в то же время
без всякого лицеприятия указывает мне, что я не таков.
- Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое
сосредоточено на одном и том же лице, а счастье,
распределенное между различными лицами.
- Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным
эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным;
различайте между незлобивым, невольным себялюбием,
находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием
произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в
равнодушии или даже в прямой злости по отношению к
другим.
- Религия нуждается в вечном мраке невежества, нужды, технической беспомощности, некультурности.
- Религия противоречит нравственности тем самым, что она
противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством
истины. Испорченность рассудка влечет за собой испорченность
сердца. Кто обманывает свой рассудок, не может обладать
искренним, честным сердцем.
- С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со
многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в
друзья, в сердечные спутники жизни.
- Со всякой религией связано суеверие: суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности.
- Совесть ведет свое происхождение от знания или связана со
знанием, но она обозначает не знание вообще, а особый отдел
или род знания — то знание, которое относится к нашему
моральному поведению и нашим добрым или злым
настроениям и поступкам.
- Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она
микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца.